Июн 30, 2014

Казахстанская модель межконфессионального согласия: тенденции развития И профилактика религиозного экстремизма

Морозова О.В., к.ф.н., зав. кафедрой философии и СПТ ВКГУ им. С. Аманжолова

Казахстан входит в число немногих государств мира, отличающихся большим конфессиональным и этническим многообразием.

Важнейшим результатом целенаправленной политики Главы государства является созданная в Казахстане модель межконфессионального согласия, взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод верующих, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию.

Вместе с тем, в современном глобализирующимся мире, мы являемся свидетелями возникновения множества разделительных линий: региональных и конфессиональных, социальных и культурных, языковых и этнических, которые преобразуются в источники различных конфликтов внутри государств и обществ.

В этих сложных условиях, Лидер Нации, формулируя будущее Казахстана в «Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства», определил основные тенденции развития религии в Казахстане XXI века.

Наши приоритеты в этой сфере определены: «Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш народ жить в XXI веке, а не в средневековье».
Государственная политика в РК в сфере религиозных отношений основывается на следующих принципах:
|
1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания. Конституция запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному, этническому и иным признакам. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека, в том числе к фундаментальным пактам ООН в этой сфере.
2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций. Несмотря на то, что большинство населения Казахстана считает себя мусульманами, это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. Следует обратить внимание на увеличение численности немусульманских религиозных объединений. Все это свидетельствует о толерантном отношении государства к свободе вероисповедания и чувствам верующих.
3. Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева созданы такие уникальные институты межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана и Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, религия как один из ведущих компонентов духовной культуры, играет положительную роль в жизни общества, являясь носителем и оформителем общечеловеческих ценностей.

Вместе с тем, повышение роли религии в казахстанском обществе приводит к возникновению и нарастанию целого ряда проблем и противоречий:
1) низкий уровень грамотности населения по вопросам религии. Большинство граждан имеет поверхностное представление даже о той вере, к которой они принадлежат, не говоря уже об иных религиях. Это является проблемой, поскольку косность и невежество служат плодородной почвой для непонимания и конфликтов. В обществе увеличивается число граждан, противопоставляющих себя сложившимся устоям, традициям, системе общественных отношений и в целом государству.
2) распространение псевдорелигиозных течений, оккультных или эзотерических теорий (имеющих иностранное происхождение), содержащих асоциальные и антигуманные воззрения, способствующие разрушению духовно-нравственной идентичности казахстанского общества.
3) радикализация взглядов у некоторой части населения в результате деструктивной деятельности идеологов фундаменталистских подходов к религии, которая чревата проявлениями религиозного экстремизма и терроризма.

В «Стратегии «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» Президент отмечает: Сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию.

Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания и равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов.

У всех есть право выбора. К выбору религиозных предпочтений нужно относиться очень ответственно, ведь от него зависит жизненный уклад, быт, часто вся жизнь человека.

Сегодня, в век Интернета и высоких технологий, когда информационный поток колоссален, «фильтр» должен быть внутри человека.

Религия сегодня – это и элемент политики, где религия выступает как деструктивная сила. Религиозно мотивированный экстремизм и терроризм – наиболее характерный пример такой политизации религии. Например, требование салафии вернуться к «чистому» исламу, ко временам Пророка и четырех праведных халифов.

На современном этапе угроза религиозного экстремизма и терроризма приобрела глобальный характер.

Основная цель РЭ – принание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры.

Экстремистские, радикальные религиозные течения выступают главным идеологическим орудием глобализации для мусульманских народов, стирающим национальные корни, самобытность и культуру любого народа. Этот процесс выгоден для определенных политических и экономических сил, поскольку в преследовании своих интересов им никто не будет противостоять в этих странах.

К способам воздействия радикальных, экстремистских религиозных учениий на человека относят:

  • Распространение искаженных толкований постулатов, учений и понятий по тем или иным религиозным вопросам. Необходимо понимать разницу между истинными религиозными учениями и деструктивной псевдорелигиозной идеологией. Все мировые и традиционные религии призывают к духовному развитию и самосовершенствованию, способствуют формированию у людей положительных морально-нравственных ценностей и качеств. Никакая имеющая глубокую историю, традиционная религия, в основе своей, не преследует деструктивных целей. В этой связи имеющие место факты экстремизма и терроризма в настоящее время, на самом деле, являются попытками использования религии и религиозной риторики для прикрытия, чаще всего, криминальных или политических целей каких-либо групп, в том числе внешних сил. Глава государства в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил, что экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества.
  • Ограничение критического и рационального мышления человека, заставляя путем психологических манипуляций принять на веру внедряемые взгляды и убеждения.
  • Воздействие на эмоциональную сферу человека через религиозные чувства: братства, сострадания и жалости, ненависти к обидчикам и т.п.


Одними из факторов, способствующих вовлечению в радикальные религиозные структуры новых адептов, являются
- социально-экономические проблемы (безработица, падение жизненного уровня населения и др.)
- низкий уровень религиозной грамотности населения,
- недостатки морально-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Наиболее подверженным влиянию деструктивных религиозных течений слоем общества является молодежь. И это объективно - с учетом возрастных особенностей, связанных с несформированностью устойчивых духовно-нравственных, личностных качеств молодых людей. Кроме того, как показывают социологические исследования, у нашей молодежи самый низкий уровень религиозной грамотности и, в то же время, самый высокий уровень социальных ожиданий.

Сегодня «Часть молодежи легко становится «добычей» религиозных сект, экстремистов, наркоманствующих и криминальных групп. Главная причина всего этого - социальный инфантилизм, неумение стать взрослым и зрелым гражданином, который сам отвечает за свою жизнь и благосостояние своей семьи» отмечает Президент Н.А. Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу Всеобщего труда».

Борьба с экстремизмом не должна превращаться в охоту на ведьм и перерастать в борьбу с религией.

В вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность, отмечено в Послании. Государство не должно вмешиваться во внутренние дела религиозных общин. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости.

Одной из эффективных мер профилактики религиозного экстремизма является патриотическое воспитание подрастающего поколения, укрепление казахстанского патриотизма как основы успеха многонационального и многоконфессионального общества.

Фундамент казахстанского патриотизма - это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины. Главная задача государства, отмечено в Послании «Стратегия «Казахстан-2050», чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям.

Новый казахстанский патриотизм - это прежде всего гордость за страну и ее достижения. К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле.

Гражданин современного Казахстана – это мыслящий патриот, человек толерантный, который не приемлет все то, что может оказывать деструктивное воздействие на единство и стабильность казахстанского общества.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева Народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» провозглашена идея начала работы над созданием Патриотического акта «Мәңгілік ел». Президентом обозначены государствообразующие, общенациональные ценности, составляющие его идейную основу: Президент выделяет семь главных ценностей этой идеи:
- независимость Казахстана и Астана;
- национальное единство, мир, согласие в обществе;
- светское общество и высокая духовность;
- экономический рост на основе индустриализации и инноваций;
- Общество Всеобщего труда;
- общность истории, культуры и языка;
- национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.

Эти главные ценности – фундамент будущего страны, казахстанского народа, его общая судьба.

Задача, которую сегодня ставит наш Президент по реализации национальной идеи «Мангилик ел» является дальновидной, стратегически выверенной (необходимой). Мировой опыт показывает, что национальная идея возникает, когда перед страной встают задачи консолидации всех ее сил: политических, экономических, культурных, духовных для осуществления принципиально нового этапа в ее развитии. Именно правильно сформулированная национальная идея и верно построенная идеология позволяет стране достигать своего всестороннего развития.

Вопрос о светском характере Казахстана для развития модели взаимодействия государства, общества и религии, является предельно важным, ключевым.

В своем Выступлении на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: культура мира, духовности и согласия» Президент отметил принцип светскости государства как один из базовых принципов казахстанской культуры мира и духовного согласия: светскость государства базируется на уважении к великому духовному наследию всех религий, действующих в Казахстане, на свободе выбора каждого. Такой атмосферы межконфессиональной толерантности, пожалуй, нет нигде в мире. В то же время, страна наша светская и религия отделена от государства. Мы также абсолютно отвергаем экстремизм под религиозными лозунгами, попытки политизации извне религиозных учений, навязывания нашему народу чуждых для нас религиозных взглядов и идей.

Сегодня государство продолжает развивать правовое пространство для функционирования всех конфессий республики и строго придерживается законодательно оформленных норм взаимодействия с религиозными объединениями. Светский характер государства предполагает именно такую политику в религиозной сфере.

В условиях глобальных вызовов XXI века крайне важно сохранять бережное отношение к своему достоянию - единству народа, прививать его подрастающему поколению, молодежи.

Одной из мер профилактики религиозного экстремизма является повышение религиозной, религиоведческой и правовой грамотности различных слоев населения.

Речь идет не о пропаганде религии и не об увеличении числа верующих, а о религиоведческом просвещении и образовании с учетом светского характера государства.

В свете задач в сфере противодействия религиозному экстремизму, озвученных Главой государства Н. Назарбаева в Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» на базе Центра подтверждения квалификации ВКГУ им. С. Аманжолова кафедрой философии и СПТ разработан и предлагается курс «Религиоведческая грамотность как условие национальной безопасности государства» для категории слушателей «Государственные служащие» и «Учителя-религиоведы». В качестве лекторов выступают преподаватели кафедры философии и социально-политических теорий, психологии, гражданского права и гражданского процесса, уголовного права, также представители государственных и правоохранительных органов. В рамках курса проводятся заседания круглых столов с участием духовных деятелей.

Социальный заказ государства сегодня заключается в воспитании человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.

Огромную роль в этом процессе призваны сыграть высшие учебные заведения.

В современных условиях инновационного развития университет имеет целью воспитание креативных личностей, носителей высококачественного человеческого капитала. Передача культуры, функция формирования мировоззрения и функция продуцирования культурных ценностей, является одной из главных задач современных университетов.

Большое значение в процессе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов играет потенциал курсов преподаваемых гуманитарных дисциплин таких как философия, культурология, этика. В образовательные программы специальностей бакалавриата с 2013-2014 учебного года включены элективные дисциплины «Религиоведение», «Казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия»

Религиоведческие знания в условиях светского образования обеспечивают приобщение молодежи к тем ценностям религиозной культуры, которые имеют значимость для всех граждан вне зависимости от их отношения к религии, составляя неотъемлемую часть казахстанской и мировой культуры, отечественного исторического и культурного наследия.

Эти дисциплины позволяют дать фундаментальные представления об истории и сущности культуры, религии, морали, нравственности.

Потенциал курсов религиоведения, философии, культурологи, этики в формировании духовно-нравственных качеств личности является значимым. Теоретические основы знаний о религии прививают механизмы обеспечения защищенности интересов личности от навязывания деструктивных моделей общественного поведения; дают ориентиры личности в поликультурном, поликонфессиональном пространстве, с четко выраженными чувствами патриотизма и национального достоинства. Теоретические знания данных наук повышают резистентность в отношении радикальных и экстремистских идей, способствует лучшему знанию представителей различных религий друг о друге, что ведет к формированию толерантного сознания и действий.

Показательным является участие студенческой молодежи Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова в работе конференций, семинаров, круглых столов по вопросам патриотизма, гражданственности, отечественной культуры; межэтнического, межконфессионального согласия; противодействия экстремизму и терроризму.

Таким образом, сегодня Внутренняя политика государства направлена на развитие диалога последователей разных конфессий, на жесткое пресечение любых экстремистских действий, на утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага.

Благодаря мудрой политике Главы государства, Казахстану удалось выстроить оптимальную модель государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, имея в виду те реалии, в которых мы существуем. Духовный фундамент нации составляет светское государство с толерантным обществом, патриотизм, национальные традиции и культура.

Опыт Казахстана в выстраивании отношений государства, общества и религии действительно позитивен и интересен для многих стран и регионов мира. Но мир стремительно меняется. И только сохранение достигнутых результатов и совершенствование отношений в пользу государства и нужд религий являются обязательным условием сохранения религиозного мира и согласия в нашей стране.

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/