Июн 30, 2014

Тезисы к докладу РЕЛИГИЯ И ТРАДИЦИИ ПРОТИВ РАДИКАЛИЗМА

Геннадий, Епископ Каскеленский, Управляющий делами Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

Начиная с 70-х годов прошлого века перед миром со всей очевидностью встала угроза религиозного экстремизма и терроризма. Каковы ее причины – данный вопрос в настоящее время активно дискутируется. Одной из главных причин, по всей видимости, является технологический прогресс, наступление глобализации и так называемого общества потребления, которое противостоит традиционным ценностям, вызывая острое неприятие носителей традиционной культуры.

Религиозный экстремизм и терроризм тесно переплетается с проблемами межнационального общения. 20 век породил две мировых утопии: коммунистическую и неолиберальную. Ленин говорил что нации образуются в процессе преодоления феодальной раздробленности для организации капиталистического производства и используются буржуазией узкокорыстно для борьбы с пролетариатом. Поражаешься исторической слепоте большевиков: Как будто национальное единство народы не являли в докапиталистическое время: например в 1812 г народы России при отражении Наполеоновского нашествия.

Другая утопия: глобальный проект развития, который подразумевает создание единого глобального информационного общества. Раздел мира на сферы экономического и политического влияния несколькими ведущими ТНК. Навязывание всем странам некоего общей политической модели американской демократии культурного стандарта американской массовой культуре, тотальный контроль над поведением индивидов уничтожение наций и национальных границ. Мы видим что в последнее время навязывается идеология греха - гомосекс браки, отрицается институт брака, ставится под сомнение бинарный код человечества

Жить в таком глобальном мире не хотелось бы. Вспоминаются последние лекции Л. Н. Гумилева, который грустно рассуждал о том какие тоска и ад господствуют в душах таких одинаковых людей.

И как реакция на эту тоску и ад глобализма» на безнравственность и пороки европейского общества пробуждение интереса к религии, который подчас у молодых людей приобретает радикальную направленность.

В любом случае, проблема терроризма под флагом религии является обращенным к нам вызовом. В том числе, и вызовом Казахстанскому обществу. Однако, этого вызова не нужно бояться. Вызов должен способствовать мобилизации и консолидации всех здоровых общественных сил. Я хотел бы напомнить о концепции «вызова и ответа», принадлежащей видному историку прошлого века Арнольду Тойнби, по мысли которого, - «вызовы являются главной движущей силой истории».

Мы должны этот вызов оценить, правильно понять, определить его истоки причины и принять меры по преодолению. В такой совместной работе наше общество должно окрепнуть и вырасти. Подняться на новую ступень.

Христиане всего мира первыми испытывают на себе трагические последствия радикализации религиозного сознания. 30 ноября – 1 декабря 2011 в Москве состоялась Международная конференция «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». На ней был представлен доклад председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Иллариона (Алфеева) . В частности, в нем отмечалось, что каждые пять минут в мире за веру умирает христианин, каждый год более 100 тыс. христиан умирают насильственной смертью в результате межрелигиозных конфликтов. Это число составляют только христиане, убитые за веру. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете. В настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов христиан.

Существует множество книг и интернет-ресурсов, созданных теми людьми, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан.

Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди развязали против исламских муфтиев на Северном Кавказе.

Конечно, по учению христианской религии, быть христианином – значит всегда быть готовым к гонениям и преследованиям. Христианская Церковь начала подвергаться гонениям с первых лет своего существования. С ее неотмирной сущностью не может смириться враг рода человеческого. Господь Иисус Христос не раз говорил, что христиан в мире будут гнать и преследовать. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20). Господь предсказал гонения на христиан в мире: «возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» (Лк 21: 12).

Готовность претерпеть страдания не означает пацифизма Экстремизму и терроризму необходимо противостоять. Противостоять мужественно и последовательно. И в первую очередь, не нужно бояться. Запугать – это первая цель террориста.
Если бы о терактах не сообщали - их бы было значительно меньше. СМИ ненароком делают героями, прославляют экстремистов. В обществе не должно быть страха и панических настроений, необходимо реагировать на всё происходящее взвешенно и спокойно, противодействовать распространению глупых и необоснованных слухов. Почему распространяются слухи? Думается, здесь есть пространство для совершенствования работы наших СМИ

В стране необходимо создать нетерпимую обстановку по отношению к экстремизму вообще. В целом так оно и происходит, что позволяет надеяться на успешное преодоление стоящих перед обществом проблем.

Думается, играют свою роль не только плоды свободолюбивого современного независимого Казахстана, но и тысячелетние традиции веротерпимости и миролюбия народа со времен империи Чингисхана и даже еще ранее.

Конечно же, следует понимать, что терроризм - прежде всего в головах. Люди, особенно, молодые люди уходят на радикальные и беззаконные пути, когда плохо устроен путь законный, путь традиционный. Нам следует развивать традиционные религии: православие и ислам.

Причем необходимо отказаться от сложившихся в последнее время стереотипов. На первый план выступают теоретические науки, богословие. Поэтому совершенно ясно: необходимо заботиться не об умножении количества паломников в Мекку и не гнаться за массовостью принимающих Таинство Крещения, но, прежде всего, заботиться о развитии богословия. Нужно создать кодекс канонических книг ханафитского мазхаба, проповедующих миролюбивый ислам, и заботиться о том, чтобы эти классические произведения изучали во всех мечетях. Сошлюсь на слова ректора Исламского университета в Казани Рафика Мухамедшина, который отмечал, что «исламская радикализация в Волго-Уральском регионе происходила в основном в области теологии».

Опасно, когда «виртуальные муфтии», проповедующие свои экстремистские взгляды в интернете, становятся властителями умов и душ подрастающего поколения. Надо поддерживать наших имамов и укреплять их авторитет.

У религиозного человека в сознании четко выстроена иерархия ценностей. Бога и священные книги нужно слушаться более нежели голос традиции, слово отца и матери, и даже собственный здравый смысл. Для болезни нужно соответствующее лекарство. Нельзя от мигрени прописывать корвалол. А от сердечных болезней - кишечные ферменты

Нужно доказать экстремисту что он неправ не от истории не от обычая, а от религии. И только от религии.

Еще один тезис: нам необходимо проводить системную работу по формированию широкой базы противостояния о злу экстремизма. Не только Православие, но и многие протестантские направления обладают значительным потенциалом противостояния экстремизму и терроризму.

Не вижу угрозы от некоторых новых протестантских направлений. На них тоже можно опираться в борьбе с экстремизмом и терроризмом
 

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/