Июл 1, 2014

Проблемы противодействия распространению религиозного экстремизма среди молодежи Казахстана

Краснобаева Н.Л., к.ист.н., доцент, заведующая кафедрой философии и проблем человеческого развития Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева

В Казахстане сложилась устойчивая модель взаимодействия этносов и религий, обеспечивающая стабильность, атмосферу созидания и согласия в обществе. «Наша модель межнационального и межрелигиозного согласия – это реальный вклад Казахстана в общемировой процесс взаимодействия различных конфессий» [1].

Вместе с тем, в религиозной сфере существуют серьезные угрозы, связанные с искаженным пониманием различных вероучений, попытками использовать веру в политических или корыстных целях. Одну из главных опасностей для стабильности современного общества представляет экстремизм, идеи которого нередко преподносятся в религиозном облачении. Особенно серьезной данная угроза выглядит вследствие того, что главными объектами воздействия идеологов и пропагандистов радикальных идей являются молодые люди, в том числе студенты.

Как правило, захватывая большие группы молодежи, религиозный экстремизм оказывает деструктивное воздействие на их психику и сознание, превращая их в организованные преступные группы, ориентированные на агрессивные действия, направленные на разрушение существующего социального порядка.

Активное распространение идей экстремизма среди молодежи детерминировано и факторами социально-экономического характера, так как сегодня часть молодежи не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал, отсюда растерянность, апатия, пессимизм.

В связи с этим, особенно ощутима необходимость оценки данных различных региональных исследований по проблемам этнорелигиозной идентификации молодежи как особой социальной группы, которая представляет собой потенциал общественного развития и стратегический ресурс государства [2].

В результате проведенного анализа материалов выяснилось, что 70,1% молодых людей Восточного Казахстана считают себя людьми верующими. Девушки в целом более религиозны по сравнению с молодыми людьми – 69,3% против 30,7% соответственно. Неверующими людьми считают себя 24,7% опрошенных. Примечательно, что атеистические настроения у русских респондентов намного выше, чем у казахов – 82,0% против 17,1% соответственно.

То, что религиозное возрождение мало затрагивает поведение людей, также подтверждают данные опросов: только 3,7% верующих студента признали, что Божьи заповеди стали нормой их жизнедеятельности, а милосердие (9,3%), интеллигентность (10,4%), полезность людям (15,8%) и чистая совесть (19,0%) занимают последние места в шкале ценностей у молодых людей.

Проведенные исследования показали удручающую безграмотность в области религиоведения. Практически только 2% респондентов, независимо от национальной принадлежности, смогли назвать некоторые постулаты конфессии, к которой они себя причисляли.

При этом, благодатной почвой для распространения религиозного радикализма и экстремизма является незнание людьми нравственных и социальных идей, содержащихся в учениях основателей мировых религий и церковных догматах. Поэтому пропагандисты экстремистских направлений могут достаточно легко выдавать себя за защитников подлинного вероучения.

К сожалению, неразвитость нашего национального самосознания, правовой, политический нигилизм и отсутствие религиозной грамотности (религиозное невежество) облегчает мобилизацию больших масс молодых людей именно под религиозными лозунгами. В настоящее время, проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной.

«Мы долго не могли понять эту опасность, считали, что эти страхи надуманы. Между тем в экстремистских организациях молодежь пропитывается нетерпимостью, дети готовы отречься от родителей», - сказал в интервью известный казахстанский теолог Али Ходжа (Олег Рубец). [3]

Исследуя причины роста религиозности и источники знакомства с постулатами религии, выяснилось, что, к вере молодые люди обращаются как к одному из путей разрешения внутренних проблем, как к средству обретения смысложизненных ориентиров в целях духовной самореализации («спасения», «просветления», «духовной эволюции»). Во время опросов студенты в качестве причин массового обращения к религии называют и вполне объективные факторы.

Ухудшение экономического положения – один из наиболее весомых факторов, приводящих к вере в Бога, так считает почти пятая часть опрошенных (19,6%). Не менее важными признаются и такие причины, как низкий уровень культуры населения (17,8%) и отмена государственной идеологии атеизма (17,3%). Деятельность зарубежных религиозных организаций как движущую силу рассматривают только 5,2% опрошенных. Отождествляют национальную принадлежность и вероисповедание – 6,0% респондентов. Утверждают, что вера стала модным направлением 8,2%.

В личностных оценках в качестве основной причины прихода к вере 28,4% опрошенных определили традиционность данной религии для своего народа. Это еще раз подтверждает теснейшую взаимосвязь религиозных и национальных факторов в общественном сознании, что способствует сильному влиянию экстремистских идей.

Оценивая серьезность вопросов распространения религиозного экстремизма в Казахстане, респонденты распределились примерно на две равные группы, тех, кто считает ее серьезной проблемой - 52,2%, и отрицающих данную угрозу для страны - 41,6%. При этом, 6,2 % затруднились с ответом.

В отношении прогнозов того, как будет развиваться данная проблема в Казахстане в ближайшее время, мнения респондентов разделились. Так, 27,1% считают, что проблема усугубится. 38,5% - отмечают, что все останется по-прежнему. Оптимистичный прогноз «опасности для страны не будет» разделяют только 14,6%.

Анализ ситуации показывает, что религиозность молодых людей возрастает не только за счет естественной потребности в духовном самоопределении, но и за счет активной деятельности различных религиозных организаций. Здесь, важным является мнение респондентов, которые отмечали наличие влияния религиозных экстремистов в их населенном пункте, но уровень влияния указывали – не высокий.

Конечно, проведенное исследование не претендует на какую-либо фундаментальность, однако некоторые выявленные тенденции все же кажутся достаточно интересными. Прежде всего, это несоответствие между личностной оценкой своей религиозности и объективными показателями. Кроме того, удалось выяснить, что нестабильная экономическая ситуация, люмпенизация и криминализация определенной части молодежи, общее снижение уровня культурных запросов являются питательной почвой для восприятия молодежью экстремистских лозунгов и радикальных идей.

Поэтому очень важным представляется качественное изучение религиозной идентичности молодежи, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое» отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества.

На наш взгляд, необходим системный подход в идеологическом противодействии экстремизму и терроризму.

Для ограждения казахстанского общества, особенно молодежи, от разрушительного воздействия экстремистских сил, нужны профилактические меры. Необходима выработка эффективных подходов к пропагандистской, просвещенческой и разъяснительной работе, основанной на выверенной аргументации собственной позиции и идеи.

Как показывает жизнь, сегодня, как никогда, духовность требует постоянной тренировки. Именно сейчас, в век повсеместной технологии и практически мгновенного доступа в интернет, в условиях широких информационных возможностей, молодому человеку порой становится трудно сделать верный выбор необходимой идеи, религиозной или какой-либо иной.

Поэтому необходима работа адекватная сложившейся ситуации, с использованием информационных и образовательных ресурсов.

С учетом существующих проблем актуальным видится вопрос проведения постоянного мониторинга публикаций по тематическим рубрикаторам « о религии в Казахстане», включая Интернет порталы и блоги. Требуется изучение уровня напряженности дискуссий по предмету.

Так же, нужно учитывать то, что любой радикальной идее нужно противопоставлять другую, умеренную идею, направленную на миролюбие, гуманизм и толерантность. И делать это должны деятели культуры, научное сообщество и официальное духовенство.

В итоге следует отметить, многие страны сталкиваются с данной проблемой, уже накоплен определенный опыт и разработана система мер, направленных на предотвращение экстремизма и терроризма.

Однако, количественный рост, многообразие экстремистских проявлений в различных областях жизни оказывают дестабилизирующее влияние на обстановку в обществе. В сочетании с общей геополитической ситуацией это представляет собой серьезный вызов дальнейшему стабильному развитию Казахстана.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Назарбаев Обращение к членам Постоянного Совета ОБСЕ 14 января 2010
2. Эмпирическую базу составили данные социологических исследований, проводимых в период с 2012-2013 годы.
3. интервью Али Ходжи с сотрудником Центра гуманитарных исследований. www.nets.kz
4. Данные текущего архива департамента внутренней политики ВКО
5. Использованы данные социологических опросов: Общественного фонда «Центр этнополитических и гуманитарных исследований»; Материалы опроса студентов вузов г. Усть-Каменогорска; Официальные данные текущего архива департамента внутренней политики ВКО.
 

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/