Июл 1, 2014

Путь к духовному согласию миру и спокойствию

Старожилов Ю. П.,  руководитель воспитательно – образовательного центра «Казахстанский путь», г. Шемонаиха

По казахской Земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость Божьему слову в любом обрамлении - одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане.

Нурсултан Назарбаев

Сегодня мы поговорим о духовности, гуманизме, нравственности, согласии и религиозности.  В газете «Казахстанская правда» постоянно публикуются статьи под рубрикой «Народ в потоке истории», одна из которых была посвящена исследованию творчества учёного мыслителя из города Отрара аль- Фараби и его уникальнейшему труду «Чистая истина», написанная в изящем стиле о видах науки. Данный трактат как раз посвящен теме нашего разговора. Позвольте мне зачитать отдельные выдержки из данного трактата.

Во-первых, прежде чем вдуматься в их содержание надо понять, что «Чистая истина всегда течет из чистого истока». Во-вторых, «Ум человека – сверкающий бриллиант, созданный вместе с мозгом человека, а все мысли идут от сердца человека».

А теперь выдержки  из трактата:

1.Аллах Всемогущий дал архангелу Джабраилу  ум, веру и совесть , чтобы Человек на свое усмотрение выбрал только одно. И Человек выбрал ум. И сказал Джабраил: «Вера и совесть, уходите. Человек вам предпочел ум». Тогда Вера обратилась к Совести: «Уходи ты, Аллах Всемогущий приказал мне быть вместе с умом». Совесть ответила:" Аллах Всемогущий приказал мне быть рядом с верой". В итоге все трое остались при Человеке» - ищите их в себе , ибо жалок тот в ком совесть не чиста, а ум не соответствует вере».

2. «Жизнь сущности в душе, жизнь души в памяти, жизнь памяти в сердце, жизнь сердца в уме, жизнь ума в науке».

3. Всё плохое этого мира в невежестве. Поэтому в «Чистом истоке» аль - Фараби отдавал дань почтительности, набожности, любви, воспитывал чистоту помыслов, стыдливость и совестливость, благодарил за умение прощать.

Основная коллизия современного мира вовсе не в противостоянии государств, этносов, социальных групп, религий, а во всемирном, тотальном противостоянии корысти и совести. Такой коллизии еще не было.

Начнем с религиозности населения нашей страны. По Конституции Республика Казахстан объявляется светским государством. В статье 22  провозглашается свобода совести. По Конституции запрещено любое нарушение прав человека на основе его вероисповедания, запрещен  также религиозный экстремизм.

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан проводило исследование на предмет выявления религиозности населения страны. Это сделано потому, что религиозность в современную эпоху является важным фактором воздействия на сознание людей, а потому государству важно выработать политическую стратегию в этом направлении.

Какие выводы сделаны:

диаграмма 1

 

Согласно диаграммам №2,3,4 практически 96-97% опрошенных не затрудняются с выбором мировоззренческой направленности. На конкретный вопрос об отнесении себя к верующим ответило 43,8% и ещё 34,4% склонны отнести себя к «скорее верующим, чем к неверующим». Каждый пятый, согласно диаграммам 3, относит себя к неверующим.

диаграмма 2

диаграмма 3

Если говорить о возрастных отношениях к религии, то картина следующая: чем старше, тем больше они относят себя к верующим, чем младше, тем больше у опрошенных предположительных моментов к верованию (диаграмма № 4)

диаграмма 4 Если говорить о национальной принадлежности, (диаграмма №5) , то у казахов верующих больше, чем не верующих, у русских наоборот: больше неверующих , чем верующих. У представителей других национальностей показатели примерно одинаковы, но верующих все же больше.

 

 

диаграмма 5 В зависимости от уровня образования (диаграмма №6):

1)  Парадокс: атеизм больше у людей без образования

2)  По остальным вопросам  одинаков уровень ответов на «скорее верующий, чем неверующий»

диаграмма 6 Анализ религиозности в зависимости от типа поселения (диаграмма №7) показал, что больше верующих (более 50%) в селе, примерно равный уровень  атеистов в г. Астане и Алматы.

диаграмма 7 Изучение религиозности население современного Казахстана показало, что она(религиозность) есть черта обыденного (массового) сознания  и поведения, (а у определенных групп граждан – и образ жизни) проявляется в различных аспектах : как в явных, так и в скрытых формах, в том числе негативных, оказывая воздействие на личность и общество.

Происходит процесс, так называемой, религиозной конверсии. В результате часть казахстанцев теряют традиционные (этноукультурно-исторические  предписания) конфессиональные статусы и обретают новые религиозные, порой псевдорелигиозные верования. При этом замечено вполне толерантное отношение к этому процессу, даже у близких, родных людей. Другими словами, смена религиозных убеждений не является негативным моментом (диаграмма

диаграмма 8 Более склонны, исходя из опроса (диаграмма №9) к религиозной конверсии представители русского и других этносов (5%), менее казахский этнос, таким образом, проанализировав все диаграммы можно сделать следующие сравнения:

1. Доля действительно верующего населения в Казахстане в  целом не превышает 18-19%.

2. Причисляющих себя к верующим, но не живущие  в соответствии с требованиями религиозного образа жизни составляют около 55%, атеистами являются примерно пятая часть взрослого населения, религиозное мировоззрение в человеке считают возможным примерно 5-7%.

3. Религиозность населения, это часть гражданского общества, формируемого в Казахстане.

диаграмма 9 В Казахстане сложилась устойчивая модель межэтнического и межконфессионального согласия.Большинство населения Казахстана считают себя мусульманами, однако это не мешает полноценному функционированию других вероисповеданий. По инициативе Президента Н. Назарбаева в Астане каждые три года проходят съезд лидеров мировых и традиционных религий.

I съезд состоялся 23-24 сентября 2003 года.

23-24 сентября 2003 года в Астане по инициативе Президента РК Н.Назарбаева состоялся первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Аналогов данному форуму в мире нет.

Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий.

II съезд-12-12 сентября 2006 года.

12-13 сентября 2006 года в Астане состоялся II Съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума «Дворце мира и согласия».

По итогам Съезда его участники приняли совместную Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий.

В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене "идеологии противостояния" на "культуру мира".

III сеъезд-1-2 июля 2009 года.

1-2 июля 2009 г. в г.Астане состоялся Третий Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

В работе Съезда приняли участие свыше 60 делегаций различных направлений трех мировых, а также традиционных религий

По итогам Форума принят итоговый документ – Обращение участников Третьего Съезда.

В настоящее время идет работа над рядом вопросов институционализации и закрепления юридического статуса Съезда лидеров мировых и традиционных религий с тем, чтобы он начал функционировать как международная организация на постоянной основе и мог проводить в жизнь предложения и решения авторитетных духовных лидеров и решения их съездов.

IV съезд-июль 2012 года.

30 и 31 мая 2012 года во Дворце мира и согласия в Астане прошел IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий.

Перед началом пленарного заседания 30 мая в зале «Бессык» («Колыбель») прошло первое заседание Совета религиозных лидеров.

В съезде участвовали 85 делегаций из 40 стран.

 В программе съезда — пленарные и секционные заседания по темам «Мир и согласие как выбор человечества», «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы», «Религия и молодежь».

Проведение в Казахстане съездов лидеров мировых и традиционных религий- конкретный вклад Казахстана в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из механизмов поддержания глобальной и региональной безопасности. Специально для проведения съездов в Астане построили Дворец Мира и Согласия.

Во Дворце в настоящее время работает международный центр культур и религий- организация, участвующая в осуществлении диалога цивилизаций. Задача этого диалога состоит в определении базовых принципов и ценностей которые являются общечеловеческими и связывают все гуманистические религии.

Проблема экстремизма стояла одной из актуальных в наши дни. Экстремизм угрожает единству общества и целостности государства. Экстремизм, проявляющийся в религиозной сфере, называют религиозным. Экстремисты отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающаяся с демагогией - в особенности их мировоззрения. Поэтому в Республике Казахстан запрещены общественные и религиозные объединения, которые разжигают социальную, расовую, этническую и религиозную рознь запрещены.

Итак, Казахстан выбирает духовность.

В последние годы наше государство всё больше внимания уделяет формированию духовного  общества. А что такое духовность? Философский словарь определяет духовность как совокупность художественно-творческих способностей и нравственных ценностей человека.

История духовности есть история человечества. Едва появился человек разумный, перед ним встала проблема – «что такое хорошо и что такое плохо», как оградить общество от господства желаний и прихотей. Так родился закон – запрет на определённые поступки и наказание за них,

идущий рука об руку с морально-общественным  порицанием. Но это был лишь внешний контроль, который при желании можно обойти. И на помощь пришла религия - система морально-нравственных заповедей, контролирующая поведение человека как бы изнутри, на уровне самосознания. «Не убей», «не укради», «не солги», иначе тебя покарают, но не люди, а некие высшие силы. Если кара не настигнет тебя, то пострадают  твои близкие.

Религия не только соединила мораль и право в треугольник нравственности, но и стала основой духовной культуры. По мере развития религиозных представлений ритуальные обряды становились всё более сложными, включая в себя музыкальные, ритмические, художественные образы, ставшие впоследствии вполне самостоятельными музыкой, театром, живописью и литературой.

Духовное общество – какое оно? Это общество людей с высокой культурой общения, обладающих строгими моральными принципами, уважающих закон и других людей независимо от их социального статуса, принципов и вероисповедания. Это идеал, к которому стремится любое общество.

Годы распада СССР и строительства капиталистической экономики неоднозначно сказались на состоянии духовной культуры казахстанского общества. Разрушение прежних идеалов подтолкнуло к поиску новых. Общество обращается к традициям прошлого и , конечно, религии. И, к сожалению, это не только традиционные для Казахстана ислам суннитского толка и православное христианство. Пользуясь демократическими законами нашего государства, провозгласившего свободу совести и веротерпимость, в Казахстан устремились миссионеры всевозможного толка: протестанты и католики, кришнаиты и муниты, евангелисты и иеговисты…  Всего около 100 религиозных культов. И не все они несут согласие и терпимость в казахстанское общество.

Религиозные культуры, которые представляют опасность для общества, наносят вред здоровью, психическому и материальному благополучию своих последователей, принято называть деструктивными, то есть разрушительными. Такие религиозные объединения нередко носят тоталитарный или экстремистский характер. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и казахстанское правительство прилагают все усилия, чтобы защитить своих граждан от их негативного влияния. В настоящее время в Казахстане официально запрещены 17 религиозных культов, среди которых Церковь Сатаны, Аум Сенрикё, Алля аят и Ата жолы.

Распространение каждого из этих вероучений карается законом. Внимание правоохранительных органов обращено также к деятельности организаций «Свидетели Иеговы», Церковь Сайентологии, «Белое братство» и других.

Межконфессиональное согласие – залог стабильности и мира. По инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева 13 февраля 2003 года в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия, в которой приняли участие представители исламской, христианской и других религиозных конфессий,  каждые три года проходят Съезды лидеров мировых и традиционных религий, на которых обсуждается главный вопрос – как сохранить мир во всём мире?

Свою лепту в развитие духовного общества вносит и сфера образования. В 2009 году в школах Казахстана введён новый учебный предмет – религиоведение, изучающий основные закономерности возникновения и развития религии её связь с историей и культурой государства. Цель религиоведения - не пропаганда какой-либо религии, а объективный рассказ об основных принципах вероучений и религиозной практике, формирование собственных убеждений и воспитание веротерпимости.

Независимость дала казахстанскому обществу главное – свободу выбора, и Казахстан выбирает духовность и согласие. Не случайно 18 октября объявлен в нашей стране -Днём духовности и согласия.

 

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/