Июл 1, 2014

Религиозный радикализм и экстремизм в Казахстане: история, сущность, причины и формы проявления

Матаева Ж.А., руководитель ГУ «Отдел внутренней политики Зыряновского района»

Соңғы жылдары әлемдік қауымдастық бұрын-соңды болып көрмеген мәселелер мен көлемі жағынан айғаққа соқтығысып отыр. Сөз тиегі әлеуметтік күштеудің алуан түрлі нысандарын тарату туралы, экстремизм өзінің алауан түрлігімен және қоғамның өмірлік қызметінің барлық салаларында ерекше қауіпін ұсынады.

Экстремизм тарабы жағынан ерекше қауіп- қатерді діни экстремизм тудырады. Ол ешқандай да діни жүйемен және қоғамдықпен байланыспайды.

Діни экстремизм терроризм және фундаментализммен тығыз байланыста.

Қазіргі заманның талдау жағдайы экстремизмнің қоғамға, мәдени және өрениетті қарым – қатынасқа, халық пен мемлекеттің қауіпсіздігіне, ТМӘ елдеріне және де тікелей Қазақстанға басты қауіп-қатер әкелетіндігін көрсетіп отыр.

В последние годы мировое сообщество столкнулось с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую угрозу представляет экстремизм во всех своих разновидностях и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Особую опасность в качестве угрозы со стороны экстремизма представляет религиозный экстремизм. Он не связывается с какой-то одной религиозной системой или общностью.

Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом и фундаментализмом.

Анализ современной обстановки показывает что религиозный экстремизм представляет собой одну из главных угроз современному обществу, культурному и цивилизованному взаимодействию, безопасности народам и государствам, в том числе странам СНГ и непосредственно Казахстану.

Тема экстремизма сегодня волнует практически каждое государство мирового сообщества. Казахстан, являясь членом многих антитерростических и анти экстремистских организаций, таких как ООН, ОБСЕ, СВМДА, ОИС, ШОС, постоянно вырабатывает определенные меры пресечения и профилактики экстремизма в стране. [1] В статьях 4 и 5 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года указаны основные направления, задачи и принципы противодействия экстремизму. Говоря о направлениях, хотелось бы отметить принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремизма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих его осуществлению.

Президент Назарбаев Н.А. отметил, что в Казахстане общество не отделено от религии, и поэтому государство не может отстраняться от регулирования общественных отношений в этой сфере. При этом важно учитывать, что религиозные верования основываются на нравственных началах и имеют огромный гуманистический потенциал, который необходимо использовать для развития духовных ценностей общества, укрепления казахстанского патриотизма, укрепления межнационального и межконфессионального согласия и профилактики религиозного экстремизма.

Экстремизм – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Для многонационального и поликонфессионального Казахстана экстремизм, основанный на религиозных или этнических основаниях, особенно опасен. [1]Религиозный экстремизм – тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Он отличается деятельностью, направленной на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Зачастую, эту деятельность прикрывают религиозными убеждениями, своего рода камуфлируя ее религиозным содержанием.
Есть несколько причин возникновения экстремизма, среди них социально-экономическое недовольство народа, деформация политических структур, падение жизненного уровня значительной части населения, национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Вместе с тем необходимо отметить и распространение на территории независимого Казахстана за эти годы и различных течений радикального экстремистского толка, разрушительная деятельность которых может внести дестабилизацию в мирное общество Казахстана. [2]

Во всем мире экстремизм и терроризм связывают с исламом. Возникла серьезная проблема исламофобии, о которой сегодня говорят практически на всех мировых семинарах и форумах. Но для Казахстана ислам – это неотъемлемая часть истории и современности, это религия предков и нового поколения.

С обретением Казахстаном независимости, ислам переживает период возрождения. Наблюдается рост религиозного сознания в обществе, увеличения числа верующих людей, религиозных сооружений.

Сегодня основным источником угроз для стабильного развития ислама в стране выступают различные радикальные объединения и экстремистские группы, которые пытаются навязать казахстанскому обществу чуждые религиозные ценности и идеалы, ведущие к росту социальной напряженности и недоверия к мусульманам. Практика показывает, что радикализм и фанатизм формируется под влиянием сил, которые используют религию в политических целях. Подлинный ислам отвергает экстремизм и терроризм в любых проявлениях [3].

Главным в борьбе с различными деструктивными течениями и настроениями в обществе всегда была и будет, прежде всего, работа непосредственно с народом. Только исследуя истинные настроения, проблемы, отношение и мнения народа можно реально оценить реальную религиозную обстановку, найти конкретные пути решения этих проблем и противодействия экстремистским направленностям.

Одной из важных задач в данном направлении является противодействие экстремизму в информационной сфере. Современные информационные технологии существенно изменяют образ жизни, образ мышления людей, механизмы функционирования общественных институтов, институтов государственной власти, способны качественно повлиять на вектор развития общества. Стремительно развивающиеся коммуникационные средства активно принимаются на вооружение террористическими и экстремистскими группами. Не говоря уже об экстремистских сайтах разной направленности.

В связи с этим видится необходимым вести активную идеологическую, информационно-пропагандистскую работу в обществе, с помощью средств массовой информации, образовательных учреждений, киберпространства.

В Зыряновском районе создана и работает информационно-пропагандистская группа по разъяснению сути религиозных течений. В состав группы включены руководитель отдела внутренней политики, специалист отдела внутренней политики, курирующий вопросы религии, директор районного Дома Дружбы, сотрудники районный прокуратуры и отдела внутренних дел, занимающиеся вопросами профилактики религиозного экстремизма и терроризма, а также руководители религиозных объединений традиционного ислама и русского православия.

Членами информационно- пропагандистской группы практикуется проведение встреч в учебных заведениях района по вопросам профилактики идей религиозного экстремизма, профилактики вовлечения молодежи в деятельность радикальных религиозных течений.

В каждом сельском округе и поселке района созданы информационно-пропагандистские группы по разъяснению сути религиозных течений. В их состав включены акимы округов, участковые инспектора полиции, преподаватели предмета основы религиоведения.

Всего за 2013 год проведено более 50 разноформатных мероприятий. За прошедший период текущего года проведено 73 мероприятия, которые направлены на укрепление межконфессионального согласия, повышение религиозной грамотности людей, ограждение граждан от влияния псевдорелигиозных течений и противодействие распространения радикальной религиозной идеологии. Все это способствует сохранению межконфессионального мира и согласия, конфликтов на национальной основе не зарегистрировано.

Особая роль в профилактике экстремизма принадлежит законодательству Казахстана, а именно Закону РК «О религиозной деятельности и религиозный объединений». Согласно Закону, государство отделено от религии и религиозных объединений. Также, законом запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.

Как справедливо утверждает Н. Ж. Байтенова "… сегодня угроза больше исходит изнутри в связи с социально – экономическими кризисами, политической и межэтнической нестабильностью, о чём свидетельствуют последние события, как в дальнем зарубежье так и в ближнем зарубежье. Поэтому сейчас актуальным становится вопрос сохранения внутреннего мира и межэтнического согласия" [4].

Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направление новых горизонтов развития. [8]

В республике для стабильности межэтнических отношений проводится политика точек соприкосновения, расширения зон согласия и доверия между народами при помощи Ассамблеи народов Казахстана и национально культурных центров. Вся эта работа проводится для достижения многих целей: развития языков всех народов Казахстана, совершенствования системы национального образования, улучшение деятельности национальных средств массовой информации, укрепления правовых механизмов защиты национальной культуры.

Население Зыряновского района полиэтнично по своему составу и в последние годы в районе получили развитие национально – культурные центры. Дом Дружбы Зыряновского района, созданный в 2010 году, координирует работу 4 этнокультурных центров. В ряде учебных заведений успешно работают малые школьные ассамблеи, деятельность которых направлена на развитие межэтнических отношений, привлечение детей и подростков разных национальностей к работе по формированию и распространению идей духовного единства, культивирования чувства казахстанского патриотизма.

Несмотря на то, что делается в Республике Казахстан для национальной безопасности и межэтнического согласия есть факты распространения идей радикального ислама, а также активизация деятельности нетрадиционных христианских конфессий. В подтверждение этого можно привести факты из справочника "Религия в Казахстане" под редакцией Трофимова Я. Ф. и Иванова В. А. "О наличие исламского экстремизма в Казахстане свидетельствует, в частности, задержание в октябре 2000 г. в Южном Казахстанской области четырёх членов подпольной религиозно – политической организации Хизб ут Тахрир, распространявших листовки с призывом к созданию Исламского халифата" [5]. Также выявлен ряд фактов "… обучения граждан Казахстана в зарубежных клерикальных центрах, проповедующих исламский радикализм. По возращению в республику ими предпринимались попытки обработки и вовлечения молодых людей в деятельность различных зарубежных политических партий и движений экстремистской направленности " [6]. Отсюда и напрашивается осуществление политики с учётом данных обстоятельств, связанных с распространением идей радикального исламского фундаментализма и различных клерикальных структур экстремистского толка.

Для предотвращения проявлений экстремизма местным органам власти предписано осуществлять постоянный мониторинг всех исламских религиозных объединений. Особое внимание уделяется религиозным объединениям со смешанным национальным составом или целиком состоящим из национальных меньшинств. Повышенное внимание уделяется анализу работы религиозных объединений с молодежью и деятельности духовных учебных заведений. [3]
Во всех 9-х классах общеобразовательных школ района преподается курс «Основы религиоведения» за счет факультативных часов. Все 36 преподавателей данного курса имеют сертификаты о прохождении курсовой подготовки.
Вопросы повышения религиозной грамотности учащихся, профилактики проявлений религиозного экстремизма и терроризма в учебных заведениях района находятся на постоянном контроле.

Безусловно, в каждой из стран террористическая угроза оценивается по-разному. В нашем государстве проблема терроризма остро не стоит. Так, после обретения независимости и суверенитета Казахстан выбрал путь демократии, прогресса и свободной экономики. Благодаря мудрой и миролюбивой политике Президента Казахстана Н.А. Назарбаева и грамотно проводимых экономических и политических реформ, достигнут экономический подъем и рост благосостояния народа, общественно-политическая стабильность, обеспечен гражданский мир и согласие в обществе. [7,c.89]

В целях повышения эффективности мониторинга религиозной ситуации в районе активно используются различные формы социологических исследований. Так, начиная с 2011 года, ежеквартально по заказу отдела внутренней политики проводятся социологические исследования «Религиозная ситуация в Зыряновском районе Восточно-Казахстанской области».

Судя по ответам респондентов, проблема религиозного экстремизма пока не очень беспокоит жителей региона, и она в рейтинге общественно-значимых проблем находится на последнем месте. Абсолютное большинство населения района видят Казахстан светским государством.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что проблему возникновения и предотвращения религиозного экстремизма еще ни одно государство не смогло решить до конца. Так и в Казахстане задача противодействия религиозному экстремизму и терроризму под воздействием различных факторов также приобретает долгосрочный характер. Пока еще ни один из внешних факторов не нейтрализован. Более того, деструктивный характер их действий увеличивается.

Таким образом, дальнейшее взаимодействие государства и общества в целом в противодействии этому явлению остается актуальной задачей. Только совместными усилиями можно добиться устойчивой и толерантной системы развития государственно-общественных отношений, найти пути искоренения предпосылок и источников распространения на территории нашего государства экстремистских проявлений.

ЛИТЕРАТУРА

1 Нуруллаев А.А. Ислам и национализм// Религия и национализм. - М., 2000. С.256
2 Амирова А. А. Диалог конфессий – важный фактор укрепления стабильности в Казахстане /Центр внешней политики и анализа. Внутренняя политика Казахстана. www.cvi.kz
3 Сатпаев Д. "Шесть компонентов оптимальной модели антитеррора в Казахстане" Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности www.Antiterror.kz
4 Международное право в документах. М., 1982. С.458
5 Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан. В двух книгах. Книга 1 (статьи 1-174). – Алматы: Издательство "Норма-К", 2003
6 Панов В. П. Сборник сочинений. 1999. С.80
7 Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. – Алматы: Атамура, 2003. С.240.
8 Соколовский К. Г. - соискатель Академии КНБ Республики Казахстан "Культура против экстремизма и терроризма" (тезисы доклада), Сайт о проблемах региональной и национальной безопасности – www.Antiterror.kz
9 Религия и общество: Сборник трудов сотрудников Международного центра культур и религий Агентства Республики Казахстан по делам религий. Сост. Ж.К. Жаркымбеков, Н.Х. Шубаев. – Астана, Международный центр культур и религий, 2013
 

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/