Окт 21, 2015

Поздравление с Днём духовного согласия

Это день, который объединяет всех нас независимо от национальности и вероисповедания во имя стабильности и согласия в обществе.

Примечательно, что Казахстан - одна из первых стран, в сложное время глобальных противоречий сумевших сделать идею духовного согласия реальной силой.  

История этого плодотворного согласия состоит в том, что духовные традиции не развивались в изоляции. Все мировые религии развивались через процесс диалога и обмена – процесс, доказывающий взаимообогащение культур и религий, что характерно для Казахстана.

Немногие верили в то, что мы сможем сохранить единство нации. Ведь волею судьбы Казахстан стал одной из самых полиэтничных республик Советского Союза. Но Казахстан не стал местом разлома между тюроко-исламской и славяно-христианской цивилизациями (как это, например, предполагал в 1990-е годы американский политолог Самуэль Хантингтон).

И это принципиальный пункт современной истории независимого Казахстана. Если бы такой цивилизационный разлом произошел, то в этом разломе, как в бездне, могли бы исчезнуть многие мечты.

Однако насколько эффективна казахстанская модель межконфессионального и межэтнического согласия?

В чем же дело, почему в стране, где, казалось бы, все благополучно, возникают филиалы различных организаций экстремистского толка и появляются последователи религиозных учений, направленных на смену конституционного строя республики? Наблюдается парадоксальная ситуация, когда в благополучной стране отмечается деятельность практически всех террористических и экстремистских организаций, распространивших свое влияние на весь Центрально-азиатский регион. Кроме того, в последнее время отмечается рост активности их филиалов. Постоянно появляются новости о задержании на территории многих областей Казахстана представителей различных террористических и экстремистских организаций.

Глава государства Н.Назарбаев в своей программе «Социальная модернизация: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» подчеркнул: «Нужны конкретные меры организационного, мировоззренческого, информационного воздействия на общественные отношения с целью освобождения их от изживших себя наслоений, а также ложных социальных ориентиров».

Действительно, социальная стабильность для государства — это то же самое, что иммунная система для человека. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной.

Сегодня мы уже приходим к пониманию того, что светское государство не только  совокупность властных, политических отношений, но и как определенный тип культуры общества и личности, систему ценностей, в которой ведущее место занимают свобода и ответственность, самореализация, солидарность и гуманизм.

В связи с этим, нам необходима широкая программа духовного обновления, основывающаяся на глубоком уважении к национальному культурному наследию и религиозным традициям, общечеловеческих ценностях. Скорее всего, это должно быть тесно связано с идеологическим обеспечением стратегического управления страной.

Согласно идее Главы государства, главными приоритетами должны стать дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы.

В Казахстане многие религиозные традиции отождествляются с этническими и настолько тесно вплелись в жизнь людей, что стали неотъемлемой частью сознания народа.  Это говорит о том, что гуманистический потенциал религий необходимо использовать для реализации курса социальной модернизации.

В нашем социуме сегодня идут болезненные процессы, это связано, с активизацией религиозного экстремизма в Казахстане.

В сочетании с общим геополитическим контекстом это представляет собой крайне серьезный вызов дальнейшему поступательному развитию Казахстана.

Можно сказать, что процессы в религиозной сфере обрели стратегически значимую роль с точки зрения общественной и даже национальной безопасности страны.

Религиозный экстремизм - один из серьезных вызовов современной цивилизации, он перестал быть экстраординарным явлением, превратившись в широко практикуемый способ силового разрешения острых проблем.

Религиозный экстремизм опасен не только прямыми разрушениями социальных объектов, и не только убийствами, которые выступают для него основными формами реализации своей идеологической программы. Гораздо опаснее сама идеология экстремизма, которая ведет к искажению мировоззрения личности и серьезным психическим аномалиям.

Как правило, захватывая большие группы молодых людей, религиозный экстремизм оказывает деструктивное воздействие на их психику и сознание, превращая их в организованные преступные группы, ориентированные на агрессивные действия, направленные на разрушение существующего социального порядка.

Анализ религиозной ситуации показывает, что религиозность молодых казахстанцев возрастает не только за счет естественной потребности в духовном самоопределении, но и за счет активной деятельности псевдорелигиозных организаций.

Активное распространение идей экстремизма среди молодежи детерминировано именно факторами социально-экономического характера, так как сегодня часть молодежи не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал, отсюда растерянность, апатия, пессимизм.

К сожалению, неразвитость нашего национального самосознания, правовой, политический нигилизм и отсутствие религиозной грамотности (Религиозное невежество) облегчает мобилизацию больших масс молодых людей именно под религиозными лозунгами.

Тогда как сегодня казахстанское общество все больше испытывает потребность в возвращении к истокам - вере предков, ведь религия - это духовная опора человека. В настоящее время, проблема качественного наполнения религиозного сознания казахстанской молодежи остается актуальной.

Процесс формирования социального иммунитета молодежи против экстремизма должен начинаться в системе светского и духовного образования,  СМИ с дискредитации экстремистских доктрин и учений.

Как показывает жизнь, сегодня, как никогда, духовность требует постоянной тренировки. Именно сейчас, в век повсеместной технологии и практически мгновенного доступа в интернет, в условиях широких информационных возможностей, молодому человеку порой становится трудно сделать верный выбор необходимой идеи, религиозной или какой-либо иной.

Поэтому архи необходима работа адекватная сложившейся ситуации, с использованием информационных и образовательных ресурсов. Развивать систему интернет-ресурсов, в частности электронного акимата, и электронного портала акиматов всех уровней.

Не на абстрактных теоретических построениях или религиозных нотациях, а на живом примере неординарных личностей, молодежь должна учиться понимать и знать подлинный смысл духовности.

В ВКО много замечательных и уважаемых ученых, врачей, педагогов, деятелей искусства, военных, политиков, почитание и подражание которым может помочь молодому человеку определиться в поиске ответов на любые вопросы бытия.

Наша молодежь весьма прогрессивна, она овладела всеми современными технологическими средствами, не уступает в интеллектуальных возможностях молодежи любой другой страны мира. Нашим молодым людям присуще высокие духовно-нравственные качества, но с ними надо работать – постоянно и системно.

Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании «Стратегия «Казахстан –2050» отметил, что «…в вопросах религии необходимы вдумчивый подход и крайняя осторожность. Мы должны свято придерживаться принципа свободы совести, традиций толерантности и веротерпимости».

Данная работа должна проводиться систематически как государственными службами, так и вами духовные лидеры.Использовать свое духовное влияние, для укрепления мира, безопасности и стабильности, а также укрепления контактов для совместного вклада в предотвращение и решение проблем между различными религиозными сообществами;

Реализация всего комплекса мероприятий позволит развивать гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения в обществе, послужит фактором снижения социальной напряженности, будет способствовать формированию установок толерантного сознания, способствующим развитию межкультурного диалога и казахстанской модели межэтнической толерантности.

Идеология государства не формируется с нуля. Она создается на фундаменте уже имеющихся традиций, исторического наследия данного общества. Мы   не должны пассивно ожидать результатов поиска государственной идеологии самим обществом, это должна быть система диалога и совместной работы. 

Наша история научила нас пониманию того, что лучшее - это всегда то, что создано своими руками, общими коллективными усилиями всех живущих не просто рядом, а вместе. Все мы пьем воду из одного колодца. И если каждый из нас в повседневной жизни будет нести добро и уважение к тем, кто рядом, независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, социального статуса, то наш общий колодец никогда не обмелеет.Уважаемые участники встречи! Еще раз поздравляю Вас с праздником,

Силы и единства нам, чтобы  справиться с поставленными задачами.

Мира и благополучия всем.

Спасибо за внимание.

Возврат к списку

  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://akorda.kz/