Окт 28, 2015

Технологизация в преподавании "Основ религиоведения"

Захаржевская Саодат Шамсиддиновна
Преподаватель  КГУ« Казахстанско-Российская  гимназия»
г. Усть-Каменогорск



Технологизация в преподавании "Основ религиоведения"

В истории нет ни одного народа,  у которого не было религиозных верований или религиозного мировоззрения. В нашей стране проживают представители ста этносов и 18  конфессий, все они должны жить в мире и согласии.

Президент страны  в своём выступлении на открытии IV Съезда лидеров мировых религий отметил: «Казахстанец любой этнической или религиозной  принадлежности - это равноправный гражданин, неотъемлемая часть единой гражданской общности. И мы создаём условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию, изучать и пользоваться родным  языком, культурой и традициями  своего этноса».

Однако  одной из актуальных проблем в государстве и мире  на сегодняшний день является проблема религиозного экстремизма и терроризма.  Отсутствие информированности  молодежи  не способной  критически подходить к содержанию публикаций в  СМИ, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию и могут стать объектом экстремистов.

Как защитить подростка, как развить способности к непринятию идей радикальных религиозных течений?  Курс «Основы  религиоведения» должен позволить школьнику свободно ориентироваться в современном духовном мире и многообразии вероисповедальных  практик.  Поэтому  цель моей деятельности как педагога   через историю  религии содействовать формированию у учащихся  основ гуманистического мировоззрения, приобщить учащихся к духовным и материальным ценностям культуры человечества.

В ходе изучения курса «Религиоведение» должны быть достигнуты и реализованы следующие  задачи:

–       знание основ вероучения изучаемых религий, представление об основных особенностях культа, его организации;

–       знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящихся к основным религиозным конфессиям,

–       умение самостоятельно формулировать свою позицию;

–       приобретение навыков аналитического мышления в области изучаемого предмета;

–       воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;

–       развитие мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни.

 

Религиоведческое образование, являясь по целям и форме реализации светским образованием, не предполагает и не включает в себя обучения религиозной практике и  не направлено на привлечение обучаемого в религиозное объединение.

Основным условием, обеспечивающим эффективное использование религиоведческих знаний в процессе формирования толерантности школьников является наличие комплекса специальных педагогических методов и средств  предмета « Религиоведение». Этот комплекс   включает в себя:

  • определенный отбор содержания и построение учебного материла;
  • включение в систему осваиваемых знаний раннее неиспользовавшегося материала, который активизирует мышление учащихся, требует саморефлексии и личностного сопереживании;
  • обращение к текстам  источников;
  • активное использование жизненного опыта учащихся;
  • включение эмоционального компонента в обучении;
  • активные методы освоения знаний.

Отбор содержания  материала по определённой теме определяет выбор применения технологии, методов, средств и приёмов работы на уроке.

В данное время на уроках религиоведения применяется технология критического мышления, интерактивная технология, технология сотрудничества. Уроки  с  использованием технологии  критического мышления осуществляются через  соблюдение всех этапов урока – вызова, осмысления,  рефлексии.

Так на этапе вызова, часто используется прием  ассоциативной карты, «Мозговой штурм».  Обычно штурм проводится в группах по 5 учащихся. Этапы данного приема осуществляются через: 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений; 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно; 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу. Пример: «Экстремизм  и терроризм – угроза обществу». Предложите способы борьбы с ним. 

На этапе осмысления часто используются приемы критического мышления – «корзина идей», кластер, направленное чтение, концептуальная таблица. Данные приемы помогают учащимся самостоятельно изучить новую тему, развивая способности к анализу и синтезу исторического источника. Так примером использования приема «корзина идей» может быть:  Конфуцианство. Что вам известно по данной теме?

Прием кластер: предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление. Важно в тексте, с которым работаешь: выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации); конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Этап рефлексии осуществляется через применение приемов критического мышления – синквейн, ЗХУ, «тонкие и толстые вопросы», круги Вена, ПОПС-формула.

Прием синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. ПОПС-формула, ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме.

Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

«Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

«Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

«Я могу это доказать  на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Таким образом, мы получаем уникальную возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке того или иного события, явления, факта.

Мы предлагаем ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём мы сразу нацеливаем ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции: «Я считаю, что…»  или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…», «На мой взгляд…».

Применяются различные формы занятий:

  • лекции; презентации
  • практикумы,  на которых учащиеся  работают с историческими источниками. Например:

Опыт показывает, что многие люди, имеют слабое представление даже о самых распространенных мировых религиях, таких, как мусульманство, иудаизм, буддизм. Они искреннее удивляются, узнав, что большая часть Библии – Ветхий завет – это иудейская священная книга, а в Коране можно встретить многие библейские сюжеты. А между тем, совсем нетрудно найти в Священных книгах аналогичные сюжеты, почти прямые словесные совпадения.

Этика буддизма

Христианская мораль

«Пять запретов»:

Десятисловие Моисеево:

Убийство

Воровство

Ложь

Блуд

Пьянство

Не убий

Не укради

Не произноси на другого ложного свидетельства

Не прелюбодействуй

Грех против второй заповеди

  • уроки с групповыми формами работы, работа в парах,
  • экскурсии  очные и заочные (путешествия дают возможность показать видеофрагменты о храмах, мечетях, )
  • Круглые столы. Занятия носят развивающий, проблемный, практический характер.
  • ·     Интегрированные уроки: обществознанием,  историей,  литературой.
    • ·       Письменные творческие задания:

Например:

- «Мои любимые высказывания Конфуция».

-  «Курбан айт и  Рождество»- праздники Казахстана.

- Православные таинства.

Пример творческого задания «Отношение к сущности религии» на экране:

Уважаемые ребята!

Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения. Приведете аргументы своего выбора.

Что, на ваш взгляд, характерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.

Автор

Высказывание

Р.Бертон

«Одна религия настолько же истинна, как и друга»

Б. Франклин

«Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?»

Д.Жирарден

«Самая лучшая религия – самая терпимая».

К.Маркс

«Религия – опиум для народа».

У.Пенн

«Религия – это не что иное, как любовь к Богу и человек»у.

Абай Кунанбаев.

 «Сколько бы ни было религий, во всех считается, что Богу присуще справедливость и любовь».

  • Учащиеся школы свободно владеют компьютерами, поэтому часто свои работы сообщают презентациями собственного исполнения (варианты представлены на экране: Терроризм и  экстремизм. Памятки «Действие населения при угрозе террористического акта». «Действия при захвате террористами заложников»)

« Памятники исламской культуры в Казахстане».

  • Для активизации развития познавательного интереса и эмоционального сопереживания  включаю на занятиях различные легенды,  притчи, интересные факты, музыкальное сопровождение.

С целью реализации  государственной программы  по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК  на 2013-2017г утверждённой Указом президента  РК , школами разработан план мероприятий по обеспечению безопасности человека посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма. Проводится внеклассная  разъяснительная работа среди педагогов, родителей и учащихся это - классные часы, беседы, политинформации.

Судить  об уровне заинтересованности учащихся в освоении знаний можно по результатам анкетирования учащихся. На вопрос: «Насколько полезной для Вас является информация, получаемая на уроках «Религиоведения ?» 75% учащихся выбрали ответ: «Эта информация полезна для меня». По мнению 25% опрошенных, занятия полезны, но не более чем другие школьные предметы.

Послушайте некоторые высказывания учащихся по данному вопросу.

Мнения учащихся о предмете:

  • Курс «Религиоведения»,  существенно поможет подрастающему поколению узнать религиозные традиции различных народов и более уважительно относиться к любым формам религии. По моему утверждению, именно религия является тем спасательным кругом, который ведет нашу страну из бездуховности и агрессивности по отношению друг к другу на путь милосердия и толерантности.
  • История религий – это очень интересный предмет, который помогает нам понять взгляды других людей. Даже очень хорошо, что в мире существует много религий.
  • Узнали очень много  интересных  фактов из истории  мировых религий. Этот предмет проявляет в нас такие качества, как доброта, терпимость, хорошее отношение к людям разных религий. Этот предмет расширяет кругозор. Он учит меня хорошо относиться к людям другого вероисповедания.

Мнение родителей:

Наши дети будут знать обо всех мировых и традиционных религиях, которые они получают на уроках в школе, смогут  обсудить все аспекты  с преподавателем, здесь ответят на все их вопросы и направят к правильным выводам,они будут защищены от вербовщиков экстремистских и террористических группировок и запрещенных сект.

Проведенные социологические опросы выявили качественно более высокие темпы развития толерантных качеств учащихся 9-х классов. Не менее 80% старшеклассников отмечали рост позитивной мотивации в отношении к религиозным убеждениям представителей других конфессий.

Таким образом, религиоведческие знания являются эффективным средством формирования  толерантных качеств личности обучающихся, расширяют кругозор и культуру человека.

Уважение и деликатное отношение к обычаям других народов, внимание к носителям иных религиозных традиций, – первейший признак воспитанности и культуры человека.

Возврат к списку

  • http://www.din.gov.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/
  • http://egov.kz/
  • http://e-islam.kz/
  • http://www.akimvko.gov.kz/ru/tipovyie-voprosyi.html
  • http://www.e-vko.gov.kz/
  • http://akorda.kz/